620144, Екатеринбург, ул. Сурикова, 24 +7 (343) 200-22-50
Речь
звукопроизношение
заикание
Мышление
познание
понимание
Внимание
концентрация
поведение память
Координация
движений
моторика

Концепция работы с детьми с аутизмом в нашем центре

В наш центр очень часто приходят родители детей с аутизмом, где самым первым пунктом рекомендаций от врачей, психологов, педагогов числится АВА-терапия или бихевиоральная терапия.

Мы очень благодарны Ивару Ловаасу и всему коллективу факультета психологии Калифорнийского университета за разработку и применение пока еще единственной целостной системы лечения расстройств аутистического спектра. Но после обучения у американских коллег данному методу, первоисточников этого метода можно однозначно сделать вывод, что применительно к нашим детям, с нашими требованиями к ним и с нашим менталитетом, речь идет о «тяжелых» случаях детского аутизма или о «запущенных» случаях подросткового и взрослого аутизма, когда в детском возрасте коррекционная помощь не была оказана.

Примерно половины родителей детей, регулярно посещающих рекомендованные занятия, справляются с поведением без данной программы.

Концепция работы нашего центра по работе с детьми с РАС сводится к тому, что АВА-терапия применительно к детскому аутизму – это крайний случай, когда уже испробованы все существующие и несуществующие (экспериментальные, индивидуальные, родительские …) методы и приемы развития ребенка.

Применяя АВА-терапию при работе с такими детьми, специалисты нашего центра используют отдельные приемы АВА-терапии для выработки определенных навыков (взять предмет, подать предмет и т.д.) и ребенок получает похвалу или возможность получить какое-то удовольствие (упасть в сухой бассейн, бросить мяч-попрыгун …), но не в коем случае это не вкусность, т.е. еда.

Мы солидарны отчасти с мнением М.М. Либлинг из Института коррекционной педагогики Российской академии образования http://alldef.ru/ru/articles/almanah-20/desjat-argumentov-protiv-aba-terapii , которая сформулировала 10 аргументов против АВА-терапии, как универсального и единственного метода помощи детям с аутизмом, или как основного, «базового» подхода к коррекции этого нарушения развития:

  1. 1. Меня, как специалиста, не устраивают результаты, которые дает АВА-терапия. Почему? Потому что я хочу, чтобы аутичный ребенок развивался.
  2. 2. Я не рекомендую, так как она игнорирует самое важное для развития ребенка дошкольного возраста занятие – игру.
  3. 3. Я не советую, так как она ориентирована только на обучение навыкам, требуя от аутичного ребенка произвольного внимания и поведения, которого у него почти нет.
  4. 4. Я не рекомендую, так как занятия по АВА-программе не могут сочетаться с другими занятиями, необходимыми ребенку с аутизмом.
  5. 5. Я против, так как она расценивает как «нежелательные» и стремится убрать, «погасить» многие виды поведения, необходимые для развития аутичного ребенка.
  6. 6. Я против, так как она предельно ограничивает возможности развития аутичных детей раннего и дошкольного возраста, а также детей любого возраста с легкими формами аутизма (детей с синдромом Аспергера, детей с РАС, или, по классификации О.С.Никольской, детей с 3-й и 4-й формами синдрома).
  7. 7. Я против, так как она использует методику PECS для отработки навыков коммуникации у дошкольников, что препятствует появлению и развитию речи в этом возрасте.
  8. 8. Я против обучения навыкам только в рамках данного подхода, так как навыки, отработанные с помощью этой программы, чаще всего не переносятся в другую ситуацию, что говорит об их механическом, неосмысленном усвоении.
  9. 9. Я против, так как она закрепляет присущую аутичному ребенку стереотипность поведения.
  10. 10. Я против представления АВА-терапии в качестве «единственного научно доказанного метода коррекции аутизма».

07.09.2016, 1180 просмотров.