620144, Екатеринбург, ул. Сурикова, 24 +7 (343) 200-22-50
Речь
звукопроизношение
заикание
Мышление
познание
понимание
Внимание
концентрация
поведение память
Координация
движений
моторика

Итоги Международной конференции "Аутизм. Выбор маршрута"

После обсуждения результатов II Международной научно-практической конференции «Аутизм. Выбор маршрута» http://autismconference.ru/  c коллегами мы отметили, на наш взгляд, наиболее важные моменты. Очень интересным и новым для нас показалось выступление и последующее интервью Кэролл Шелл http://psypress.ru/media/27680.shtml . Она психолог, педагог, директор «Ресурсного центра по аутизму Виргинии», профессор Университета Содружества Виргинии (США). Более 30 лет она работает с подростками и взрослыми с РАС в качестве педагога, администратора, исследователя и консультанта. Она основной автор модели SEARCH по трудоустройству людей с РАС на рабочие места, которая продемонстрировала высокую эффективность.

Кэролл Шелл, как специалист, работающий в основном, с подростками и взрослыми очертила наиболее важные задачи для нас, специалистов, работающими с детьми.

Самые важные навыки, которые должны быть приобретены в детстве для успеха во взрослой жизни:

  1. Независимость. Важно помочь людям с РАС настолько независимыми, насколько это возможно. Это включает такие навыки как, например, способность найти дорогу, способность отнести что-то  и вернуться, способность передать кому-то  сообщение. Независимость важнее всего.
  2. Способность к самопоощрению. Это умение понять, когда я хорошо поработал, и не зависеть от регулярного поощрения извне. Например, ребенок делает что-то  хорошо — вы даете ему что-то  , что ему нравится, или просто хвалите его. Поначалу это очень эффективно, но нам очень важно постепенно уменьшать зависимость от поощрения, точно так же, нам важно постепенно уменьшать зависимость от индивидуального сопровождения. Когда ребенок станет взрослым, никто не будет говорить ему «Молодец!» каждый раз, когда вы делаете что-то  правильно.
  3. Способность переходить от одной деятельности к другой. У очень многих молодых людей с РАС с этим есть очень серьезные проблемы. Если он работает над задачей и завершил ее, то все, с его точки зрения работа закончена! Он не переходит к следующей задаче. Так что умение самостоятельно переходить к новой задаче — это очень важный навык, который мы должны развивать у детей с аутизмом.
  4. Социальные навыки. Это крайне важная область для адаптации во взрослой жизни. Умение правильно поприветствовать других людей, знание о том, какая информация является личной, и ее не следует сообщать посторонним, как не говорить того, что смутит окружающих, умение попросить о помощи, когда она тебе нужна. Такие навыки чрезвычайно важны. Более того, она отметила, что их исследования показывают, что при трудоустройстве социальные навыки даже более важны, чем навыки, непосредственно связанные с работой. Очень многие люди с аутизмом могут работать, но при очень низких социальных навыках у них возникнут проблемы.

С самого раннего возраста родители могут учить ребенка обязанностям, которые связаны с трудовыми навыками. Такие обязанности можно подобрать для ребенка даже на раннем уровне развития. Подумайте о том, что может делать ребенок с типичным развитием того же возраста, и учите своего ребенка делать то же самое. Например, ребенок младшего школьного возраста может выносить мусор, он может кормить домашнее животное, он может сам убираться в своей комнате. Так что очень важно, чтобы родители поощряли маленького ребенка помогать по дому и ожидали от него такой помощи.

Ребенок более старшего возраста может учиться выполнять какие-то поручения за денежное вознаграждение, например, мыть посуду, или расчищать дорожки от снега, и да, ему нужно за это платить какие-то небольшие суммы. Потому что нам важно, чтобы дети с аутизмом учились тому, что иметь деньги и зарабатывать деньги — это хорошо. Поэтому, когда ребенок становится старше, он должен выполнять какую-то дополнительную работу по дому за деньги.

А в старшем подростковом возрасте родителям надо начинать искать место, где ребенок сможет работать хотя бы небольшую часть ставки. Такое место нужно начинать искать как можно раньше, эту задачу нельзя откладывать. Независимо от интеллекта и уровня функционирование, один из главных показателей того, будет ли ребенок работать во взрослом возрасте — это есть ли у него уже какой-то опыт работы.

Так что если у ребенка школьного возраста уже есть работа, есть опыт работы, то это главный показатель того, что он будет работать, когда станет взрослым. И это не обязательно должна быть оплачиваемая работа, возможно, удастся найти какую-то возможность для волонтерства в благотворительной или общественной организации. Работа волонтером также, по опыту Кэролл Шелл, позволяет сформировать навыки для дальнейшей работы, при этом требования для волонтеров не такие жесткие.

Подводя итоги, родители должны поощрять детей быть все более независимыми и делать то, что подходит их возрасту. Так что подготовка к трудоустройству должна начинаться с раннего возраста, с того, что ребенок учится помогать по дому, начинает зарабатывать какие-то деньги, начинает работать на простой работе с частичной занятостью. Главное, не прекращать мечтать о большем, и не отказываться полностью от надежды на то, что когда-нибудь  ребенок сможет работать!

17.10.2016, 420 просмотров.